Архивы Крыма
Лого Госкомархива

Государственный Комитет по делам архивов Республики Крым,
г. Симферополь, ул.Павленко, 1а
Телефон 8 (3652) 60-58-90

ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым",
г. Симферополь,
ул. Кечкеметская, 3
Телефон 8 (3652) 60-58-52

ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым новейшей истории и по личному составу",
г. Симферополь, ул. Шалфейная, 1
Телефон 8 (3652) 22-63-66

Полезные ссылки
  • baner SovMin
  • baner antikor
  • baner archivNhLs
  • baner archivNhLs
  • baner archivNhLs
  • baner archivNhLs
  • baner archivNhLs
  • Совместный проект телеканала "Крым-24" и Государственного комитета по делам архивов Республики Крымbaner archivNhLs

LogoCMC

Видео

ico video

Pobeda80 logo main

baner kladiTrubku

Обращение граждан

Деятельность

Государственное казенное учреждение Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» призывает граждан- собственников или владельцев архивных документов личного происхождения Российской Федерации и Республики Крым к сотрудничеству.

Комплектование Государственного казенного учреждения Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» документами личного происхождения

Государственное казенное учреждение Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» призывает граждан- собственников или владельцев архивных документов личного происхождения Российской Федерации и Республики Крым к сотрудничеству.

Документы личного происхождения – это документы, образовавшиеся в процессе жизни и деятельности отдельного гражданина, семьи, рода. Они имеют историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение и являются неотъемлемой частью историко–культурного наследия Республики Крым.

Своеобразие документов личного происхождения как исторических источников заключается в том, что события и факты реальной жизни отражены в них через личностное восприятие конкретных людей, являющихся очевидцами, а нередко и участниками происходивших событий, людей, активно проявивших себя в профессиональном, общественном, творческом или ином отношении.

Физическое лицо, в деятельности которого образуется документальный фонд, является фондообразователем, собственником документов. Физическое или юридическое лицо, владеющее документальным фондом другого фондообразователя на законном основании (например, по завещанию), является владельцем документов. Собственники и владельцы документов выступают в качестве держателей личных фондов.

В составе личного фонда на государственное хранение принимаются следующие документы: авторские рукописи, биографии, дневники, записные книжки, воспоминания; биографические материалы, служебная и личная переписка, фотографии, материалы о фондообразователе и об увековечении его памяти, материалы, подобранные держателем личного фонда для творческой работы и отложившиеся в его личном архиве, другие материалы.

Документы личного происхождения могут поступать в Государственный архив от следующих источников:

  1. фондообразователей, передающих свои архивы лично или по завещанию;
  2. лиц, владеющих архивом по праву наследования;
  3. собирателей и коллекционеров;
  4. других государственных архивов, а также музеев, библиотек и учреждений, передающих документы в порядке уточнения их профильной принадлежности;
  5. граждан, проживающих за границей;
  6. зарубежных учреждений и организаций в порядке дара или обмена копиями.

В Государственный архив документы граждан включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации и Республики Крым по договору дарения.

Отбор физических лиц, фонды которых могут быть приняты на хранение в архив, осуществляется на основании следующих критериев:

  1. вклад фондообразователя в развитие науки, культуры и других областей деятельности;
  2. его роль в качестве участника, очевидца выдающихся событий в жизни общества;
  3. родственные, дружеские, творческие связи фондообразователя, место работы, занимаемая должность;
  4. типичность архивных документов для данного времени (документы «рядовых» граждан);
  5. состав и содержание собранных физическим лицом архивных документов.

Таким образом, в качестве источников комплектования Государственного архива документами личного происхождения могут выступать следующие категории граждан:

  1. заслуженные работники, руководители, экспериментаторы, которые трудятся (трудились) в государственных учреждениях и организациях;
  2. Герои Социалистического Труда, лауреаты Государственных премий, кавалеры орденов, участники новаторских движений, рационализаторы, ветераны труда, рабочие династии, руководители и главные инженеры, трудящиеся (трудившиеся) на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, предприятиях транспорта, строительства, связи;
  3. ученые, заслуженные врачи, учителя, деятели культуры;
  4. заслуженные и народные артисты, художники, писатели, журналисты, редакторы средств массовой информации;
  5. заслуженные тренеры, мастера спорта, чемпионы Мира, Европы, СССР, России, Украины, Республики Крым, города, члены Олимпийских сборных СССР, России, Украины;
  6. Герои Советского Союза, России, кавалеры орденов, командиры воинских частей, участники и ветераны Великой Отечественной войны, современных вооруженных конфликтов;
  7. лидеры региональных отделений политических партий, известные политические и общественные деятели;
  8. семьи, внесшие вклад в развитие города и области;
  9. рядовые» граждане, являющиеся очевидцами и участниками исторических событий.

Документы личного происхождения принимаются на хранение в Государственный архив на безвозмездной основе.

ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» работает в соответствии с утвержденным Уставом, которым определены его основные цели и задачи по комплектованию, учету, обеспечению сохранности и использования документов архивного фонда Республики Крым.

Над решением перечисленных задач работают отделы архива: комплектования и упорядочения документов архивного фонда; обеспечения сохранности, государственного учета и научно-справочного аппарата; лаборатория обеспечения сохранности архивных документов и информационных технологий; использования информации документов, в составе которого функционируют читальные залы.

Отдел комплектования и упорядочения документов архивного фонда

Путь документа в архив начинается с отдела комплектования и упорядочения документов архивного фонда.

Задолго до поступления на хранение отделом проводится работа с сотрудниками предприятий и учреждений по оказанию организационно-методической, а во многих случаях и практической помощи, по организации хранения, научно-технической обработке и подготовке к передаче документов в Государственный архив.

В отделе имеются списки организаций, действовавших на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, наблюдательные дела и картотека указанных учреждений.

В настоящее время основная задача отдела - это контроль за архивами юридических лиц (Украины), ликвидированных и прекративших деятельность на территории Республики Крым в связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации, а также заключение с организациями договоров о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам хранения и использования документов постоянного и долговременного сроков хранения до их передачи в архив.

Особая забота отдела – это организация комплектования архива документами личного происхождения.

Работники отдела в качестве экспертов участвуют в работе экспертно-методической комиссии Госархива.

Отдел обеспечения сохранности, государственного учета и научно-справочного аппарата

Государственный архив Республике Крым имеет в своей структуре очень важное и многофункциональное подразделение – отдел сохранности, учета и научно-справочного аппарата (НСА). Его можно назвать сердцем архива. Связано это с тремя базовыми функциями отдела, сформулированными в Положении об отделе следующим образом: отдел «обеспечивает сохранность и рациональное размещение документов в архивохранилищах», «осуществляет государственный учет документов, принятых на государственное хранение» и «занимается разработкой и усовершенствованием системы научно-справочного аппарата к документам». Другими словами, то, что непосредственно является архивом или комплексом собранных, систематизированных и сберегаемых архивных документов, а также обеспечение доступа к ним, находится в ведении этого отдела.

Роль отдела сохранности, учета и НСА важна еще и потому, что сохранить документы архивного фонда Российской Федерации – сегодня довольно сложная задача. Бумажная основа документов крайне недолговечна, имеет свойство ветшать и разрушаться. Для предотвращения этих процессов очень важно обеспечить в архивохранилищах оптимальный температурно-влажностный режим, предотвратить физические и химические повреждения документов, создать страховой фонд, в том числе и электронные копии документов, с целью минимизации их «эксплуатации», а значит продления жизни документам на бумажной основе. На решение этих задач и нацелена сегодня работа данного отдела.

Отдел сохранности, учета и НСА насчитывает 10 сотрудников. Каждый из них выполняет определенные функции и задачи. Главные и ведущие архивисты отдела осуществляют учет поступающих на государственное хранение документов, ведут целый ряд учетных документов, отражающих качественный и количественный состав архивных фондов, занимаются усовершенствованием и переработкой архивных описей, каталогов, созданием перечней, реестров и указателей, созданием электронных баз данных архива. Хранители фондов занимаются непосредственно обслуживанием хранилищ, подготовкой документов для исследователей и сотрудников архива, проводят проверку наличия и физического состояния дел в архивохранилищах.

Одной из основных электронных баз данных, над созданием которой сейчас работает отдел, является программа «Архивный фонд». Программа служит для накопления информации о составе и содержании документов, состоянии их сохранности и научно-справочного аппарата на уровне фонда, описи, единицы хранения и документа, что обеспечивает информационные функции государственного учёта, контроль за режимом хранения документов, их физическим состоянием, состоянием НСА, ведение каталогов в автоматизированном режиме.

Неотъемлемой частью отдела является его каталог. Каталог - межфондовый архивный справочник, в котором информация о содержании документов архива сгруппирована по предметам (темам, отраслям), расположенным в соответствии с принятой для данного каталога схемой классификации документной информации. Это дает исследователю широкие возможности для поиска информации. В Государственном архиве Республики Крым постоянно пополняется каталог истории государственных учреждений, организаций, предприятий.

В 2016 году вышел в свет первый том Путеводителя по фондам Государственного архива Республики Крым дореволюционного периода.

Все функции отдела направлены на достижение одной большой цели – обеспечение сохранности документов архивного фонда Российской Федерации для сохранения культурно-исторического наследия нашего народа для наших потомков, как неистощимого и объективного источника информации о «днях минувших».

Лаборатория обеспечения сохранности архивных документов и информационных технологий

Со временем документы имеют свойство изнашиваться, ветшать, их текст угасает, основа осыпается. Государственный архив, принимая меры по обеспечению их сохранности, вынужден ограничивать или прекращать доступ исследователей к таким документам.

Чтобы не допустить их утраты в Государственном архиве работает лаборатория обеспечения сохранности архивных документов.

Опытные художники-реставраторы проводят ремонт, подшивку, реставрацию, переплет ветхих документов, тем самым давая им «вторую жизнь».

Для обеспечения сохранности кинодокументов проводится их специальная физико-химическая обработка.

Создается электронный фонд пользования архивными документами. Для оцифровки дел в лаборатории применяется современный планетарный сканер, оборудованный высокочувствительной камерой, позволяющей получать качественные электронные образы архивных документов, в первую очередь, находящихся в неудовлетворительном физическом состоянии, ожидающих реставрации, доступ пользователей к которым ограничен, а также редких и уникальных документов.

Совсем недавно лаборатория пополнилась новым оборудованием для реставрации документов – листодоливочной машиной.

Сотрудники лаборатории принимают активное участие в оформлении выставок архивных документов.

Отдел использования информации документов

Важными отличительными признаками современного архивно-информационного пространства являются общедоступность и открытость архивных документов, удовлетворение информационных потребностей граждан, общества, государства.

Работа отдела использования информации документов проводится по традиционным направлениям: информационное обеспечение пользователей, представление документов исследователям в читальном зале, выставочная деятельность, использование документов в средствах массовой информации, публикация документов в различных формах, проведение информационных мероприятий.

При организации работы по использованию документов архивисты свою главную задачу видят в сохранении исторической памяти. Именно историческая память является источником патриотизма граждан, без которого невозможно возрождение и укрепление нашего государства.

Большая часть работы отдела использования информации документов – это исполнение запросов граждан и организаций на получение ретроспективной информации. По тематике запросы делятся на социально-правовые, тематические и генеалогические.

Для организации работы исследователей в Государственном архиве имеются два читальных зала.

Доступ пользователей в читальные залы осуществляется на основании личного заявления на имя директора Госархива с просьбой разрешения на работу с интерсующими документами или письма от организации, направившей исследователя с целью выполнения служебного задания.

К услугам пользователей имеются тематические картотеки, описи документов, путеводители и другой научно-справочный аппарат. В случае возникших затруднений сотрудники читальных залов всегда готовы оказать помощь.

Для получения копий архивных документов читальные залы оснащены современным сканирующим оборудованием – визуализаторами.

Как правило, ко всем юбилейным и памятным датам подготавливаются выставки архивных документов, открытие которых проводится с привлечением общественности, студентов вузов, краеведов, историков, заслуженных работников архивной отрасли, средств массовой информации.

Сотрудники отдела использования информации документов проводят и научно-исследовательскую работу, результатом которой становится подготовка статей, докладов, информаций по выявленным документам.

Традиционным стало участие сотрудников отдела в архивно-краеведческих чтениях, посвященных академику Б.Д.Грекову, Крымско-Московских архивно-краеведческих чтениях, других семинарах, «круглых столах», научно-практических конференциях по вопросам истории и краеведения.

Имеются коллегиальные органы: дирекция Госархива и экспертно-методическая комиссия.

Кроме указанных подразделений, деятельность Государственного архива обеспечивают отделы: документационного, правового обеспечения и осуществления закупок, финансов и бухгалтерского учета, инженерно-технического обеспечения, гражданской обороны и охраны труда.